2022-2023 учебный год
Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет
по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022-2023 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового
сочинения.
КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ
ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
-связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
— нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
— касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
-позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
— побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
-связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
— нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
— касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
— позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
— побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
-связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
-нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
— касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
— позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
-побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
-связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
— нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
— касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
-позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
— побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
-связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
— нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
— касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
— позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
— побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
-связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
-нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
— касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
— позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
-побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Непосредственно комплекты тем итогового сочинения станут известны за 15 минут до его начала. Оценивается сочинение по системе «зачет»/«незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность написания) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Информация о проведении итогового изложения
С 2022-2023 учебного года итоговое изложение будет проводиться с использованием текстов из Открытого банка текстов для итогового изложения (далее – Банк изложений).
Решение о создании Банка изложений принято в целях создания благоприятных условий для повышения эффективности подготовки к итоговому изложения, а также в соответствии с принципами открытости и прозрачности контрольных процедур.
Банк изложений будет размещен на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» не позднее 28 октября 2022 года.
В Банке изложений размещены более 300 текстов, разработанных в 2014-2022 годах. В 2022-2023 учебном году при проведении итогового изложения будут использованы тексты, включенные в Банк изложений. В дальнейшем Банк изложений будет пополняться новыми текстами.
В Банке изложений тексты систематизированы и распределены по трем разделам с учетом их содержательно-тематической направленности:
Раздел 1. Нравственные ценности (включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в текстах поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями).
Раздел 2. Мир природы (включены тексты о красоте окружающего мира, поведении животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься
об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку).
Раздел 3. События истории (включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу).
Обращаю внимание на то, что порядок проведения и критерии оценивания итогового изложения, включая процедуру направления текстов для итогового изложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, остаются неизменными.
Тексты, включенные в Банк изложений, рекомендуется использовать не только в процессе подготовки к итоговому изложению, но и в целях развития устной и письменной речи обучающихся в рамках учебного процесса.
Список муниципальных номеров телефонов «горячей линии» по вопросам подготовки и проведения государственной итоговой по программам основного общего и среднего общего образования в 2022-2023 учебном году на территории Матвеево-Курганского района
Ф.И.О. специалиста, должность специалиста | Курируемые вопросы | Телефоны «горячей линии» |
Соколова Марина Васильевна, ведущий специалист отдела образования Администрации Матвеево-Курганского района |
Организация подготовки и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования, на муниципальном уровне |
8(86341)3-22-77 |
Ващенко Андрей Александрович, (по согласованию) специалист по организационно-технологическому, техническому обеспечению государственной итоговой аттестации сектора мониторинга и оценки качества образования МБУ МКР «Информационно-аналитический центр развития образования» |
Организационно — техническое обеспечение государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, на муниципальном уровне |
8(86341)3-13- |
Состав ответственных за предоставление сведений в региональную информационную систему об участниках единого государственного экзамена в период проведения государственной итоговой аттестации и передачу персональных данных в пределах своей компетенции в общеобразовательных организациях
Матвеево-Курганского района в 2022-2023 учебном году
Наименование образовательной организации | Должность | ФИО (указывается полностью) |
Телефон | Почтовый адрес общеобразовательной организации | Адрес электронной почты ОО |
МБОУ Ленинская сош | Зам. директора по УВР | Останина Юлия Павловна | 8(86341) 3-40-28 | 346980 Ростовская обл. Матвеево-Курганский р-он п. Ленинский ул. Центральная,47 mk_763@mail.ru |
Федеральные документы:
- Правила заполнения бланков 2022-2023
-
Методические рекомендации по проведению ИС в 2022-2023 учебном году
Региональные документы:
Документы ООА Матвеево-Курганского района:
- Приказ от 21.10.2022 № 366 о внесении сведений в региональную информационную систему обеспечения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования на территории Матвеево-Курганского района в 2022-2023 учебном году
- Приказ от 27.10.2022 № 382 Об организации регистрации участников итогового сочинения (изложения) в 2022-2023 учебном году
- Приказ от 27.10.2022 №383 О проведении ИС в 2022-2023 учебном году
- Приказ от 28.10.2022 № 450 Об осуществлении медицинской деятельности в общеобразовательных учреждениях, определенных местами проведения итогового сочинения (изложения)
- Приказ о регистрации заявлений на ИС(И) 2022-2023
- Информация о проведении ИС в 2022-2023 учебном году
- Пресс-релиз «Каким будет итоговое сочинение в 2022-2023»
- Пресс-релиз сроки и места регистрации на сочинение в 2022-2023
- Комментарий к разделам закрытого банка тем ИС
- Форма заявления ИС(И) ВТГ
- Форма заявления ИС (И) ВПЛ
- СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
- Сроки и места регистрации на участие в итоговом сочинении
- Критерии оценки сочинения для школы